Гуру Российского консалтинга Аркадий Пригожин провел практикум в «Сенате»

2-3 ноября 2009 года в Екатеринбурге в бизнес-центре класса А «Сенат» состоялся консультационный практикум «Управление бизнесом: Чего не умеют наши руководители?»
Автор и ведущий практикума Пригожин Аркадий Ильич – консультант с тридцатилетним опытом управленческого консультирования, Президент Национального института сертифицированных консультантов по управлению, Директор Школы консультантов по управлению, Заведующий кафедрой управления персоналом и организационного развития Академии народного хозяйства при Правительстве РФ (г. Москва). Актуальность программы вызвана тем, что отечественный бизнес действительно ещё не научился упреждать и преодолевать кризисы, вызванные событиями в макроэкономической среде. Более того, в нашем менеджменте господствует немало мифов и иллюзий, которые приводят к внутренним ошибкам и дезорганизации в компаниях. Поэтому, цель практикума состояла  в том, чтобы дать руководителям бизнеса подходы для упреждения и преодоления кризисных явлений на предприятиях. На мероприятии присутствовали владельцы бизнеса и топ-менеджеры, кто наиболее заинтересован в повышении устойчивости и дальнейшем развитии своих организаций.
Участники консультационного практикума активно обсуждали темы работы с целями и способов передачи их на уровень подразделений и сотрудников, конкурентных преимуществ, кадровой политики и развития организационной культуры.
Первая часть практикума была посвящена тому, как происходит образование целей бизнеса, отличиям в постановке текущих, долгосрочных и стратегических целей. Автор приводил примеры из опыта российских и зарубежных компаний о том, каких ошибок следует избегать при постановке целей. Были раскрыты основные виды стратегий, а также, какие функциональные политики необходимо разрабатывать в первую очередь, чтобы обеспечить достижение целей бизнеса. В частности, особую роль автор уделяет маркетинговой, сбытовой, финансовой и кадровой политикам.
Далее, обсуждались актуальные вопросы: почему теряются цели бизнеса и как их перенести на уровень сотрудников с минимальными потерями. А.И. Пригожин предложил инструменты преодоления данной организационной патологии. Главный из инструментов – служебные функции, основан на продуктном подходе к определению функций должности. Автор и ведущий практикума дал методологическую базу для разработки такого инструмента на предприятии и показал, как выстраивать мотивацию на исполнение функций для конкретной должности. Были предложены  методы оценки исполнения служебных функций. Участники разобрали типичные ошибки организаций в этой области и решения успешных организаций.
Как показал на примерах А. И. Пригожин, основная цель бизнеса – создание конкурентных преимуществ для приоритетных групп клиентов. Для этого следует выделять факторы успеха компании, превосходные отличия от других и фокус конкуренции – то, что ценят клиенты. Для анализа конкурентной среды компаний были предложены методические процедуры, такие как матрица конкурентного анализа, разработанные опытным консультантом. Использование предложенной методологии разработки конкурентных преимуществ позволяет наиболее точно следовать целям компании, учитывать состояние на рынке, повышая конкурентоспособность бизнеса.
Следующая часть программы практикума была посвящена вопросам персонала, начиная с целей кадровой политики на разных стадиях развития бизнес-организации, включая эффективные методы подбора, основные мотивационные схемы, заканчивая методами категорирования персонала.  Ведущий так же разъяснил участникам, каким образом следует учитывать изменения на рынке труда, как текущие, так и долгосрочные. Были разобраны методы материальной и нематериальной мотивации. А.И. Пригожин предложил участникам практикума методологию внедолжностной карьеры, которая позволяет использовать инициативы персонала, учитывать индивидуальный вклад каждого в работу компании и поощрять успешных сотрудников. Один из механизмов, который существенно влияет на мотивацию персонала, это принцип взаимного сравнения. Автор и ведущий показал возможности и эффекты применения такого механизма, который естественно встроен в природу самой организации. При раскрытии темы о кадровой политике предприятия Аркадий Ильич сделал акцент на том, что подбор важнее стимулов и  предложил авторскую методику задавания вопросов при проведении собеседования с кандидатами.
На примере разработки идеологии одной из компаний А.И. Пригожин рассказал о методике определения и перевода ценностей в кодекс, который содержит поведенческие нормы и приоритеты для персонала организации, как в текущей деятельности, так и при принятии важных решений. Автор указал на то, что для внедрения и закрепления идеологии в компании необходимы поддерживающие мероприятия. Это, в свою очередь, обеспечивает максимально точное достижение стратегических целей бизнеса. При работе с ценностными ориентациями, г-н Пригожин раскрыл такую генеральную ценность предприятия, как качество, которое заключается не только в том, чтобы соответствовать стандартам, но и постоянно их превосходить.
Как отметил автор и ведущий практикума, одна из наиболее типичных ошибок управления заключается в том, что на предприятиях не отработана функция коммерческого директора. А это жизненно важно для бизнеса, поскольку основная цель данной должности – это обеспечение стратегической и текущей доходности, а не управление всей оперативной деятельностью, как это часто встречается в современных компаниях.
При подведении итогов программы, было отмечено, что на опыте успешных компаний и примерах участников практикума, г-н Пригожин показал авторские методики преодоления кризисных явлений на предприятиях. Использование предложенных консультантом инструментов и методов позволит собственникам бизнеса, топ-менеджерам повысить эффективность и результативность своих бизнесов.

 

Сенат