Интервью с генеральным директором УК RED Алексеем Клименко

— По результатам конкурса CRE Federal Awards 2009 «Сенат» стал лучшим бизнес-центром класса А в регионах России. Расскажите о премии, тяжело ли было конкурировать с другими бизнес-центрами в вашей номинации?

—  Сommercial Real Estate Awards – это ежегодная профессиональная премия в области коммерческой недвижимости, ее учредили в 2003 году по инициативе участников рынка. Каждый год проводится торжественная церемония, на которой только лучшим в своей категории объектам вручается главный приз – «Золотой кирпич».
Получить награду непросто. Перед тем, как стать номинантами, наши проекты прошли строгий отбор, который велся в течение нескольких месяцев — по всей России рассматривались кандидатуры бизнес-центров. Всего на конкурс были представлены 93 бизнес-центра из различных регионов России.
Мы заполнили огромные анкеты: требования были очень высокие — технические и  экономические параметры, концепция, архитектура. Далее из всех кандидатов офисный комитет (куда вошли представители ведущих девелоперов, консультантов, экспертов рынка недвижимости, профессиональной прессы) выбрал по системе балльного голосования трех претендентов на премию в каждой номинации. В нашей номинации «Офисная недвижимость: бизнес-центры класса А» были представлены бизнес-центр «Сенат» и бизнес-центр «Палладиум» (оба объекта – проекты управляющей компании RED) из Екатеринбурга и бизнес-центр «Айсберг» из Архангельска.
Самым трудным испытанием стала защита объектов, которая проходила  в Санкт-Петербурге. В комиссии присутствовало двенадцать членов жюри, которые задавали сложные, интригующие вопросы. И в итоге по результатам голосования «Сенат» занял первое место, лишь несколько голосов  ему уступил «Палладиум».

— А как выглядит награда лучшему региональному бизнес-центру класса «А»?

— Это кирпич из латуни, он отполирован и покрыт 24-каратным золотом. Премия так и называется — «Золотой кирпич».
Когда награду везли в Екатеринбург, то значительно удивили охрану в аэропорту, когда проходили через металлоискатель: «Что у вас в чемодане?» — «Кирпич» — «Что-что?!». Но еще интересней было то, что спустя несколько минут через металлоискатели проходили представители ТЦ «ГринГо», которые тоже завоевали «Золотой кирпич» в номинации «Малый торговый центр — Регионы России». «Ах да… Проходите, Вы уже второй!»

—  Много ли в Екатеринбурге настоящих бизнес-центров класса «А», что отличает настоящий класс «А»?

—  На сегодняшний день в Екатеринбурге многие девелоперы используют в названиях своих объектов фразу «бизнес-центр класса «А» как маркетинговый ход. Реально же класс «А» подтвержден только у наших проектов, бизнес-центров «Палладиум» и «Сенат». Классификацию бизнес-центров специально для России разработали в 2006 году представители «большой четверки» — мировых компаний, профессионально занимающихся недвижимостью за рубежом, каждая с более чем 100-летней историей. Это CB Richard Ellis Noble Gibbons, Jones Lang LaSalle, Cushman and Wakefield Stiles and Riabokobylko, Colliers international. Специально в Екатеринбург приезжали представители Jones Lang LaSalle и CB Richard Ellis Noble Gibbons для независимой оценки наших проектов. Обе группы экспертов подтвердили, что мы в полной мере соответствуем требованиям классификации бизнес-центров класса «А». Компания Jones Lang LaSalle является нашим официальным консультантом  по маркетингу и сдаче в аренду.

— Что такое бизнес-центр класса «А» для потребителей, для клиентов?

— Основное требования к такому бизнес-центру — единый собственник и, как следствие, единые стандарты управления. Немаловажно качество самого здания — современные стройматериалы, эффективная планировка open–space, которая позволяет разместить на 30% больше рабочих мест, чем в помещении коридорного типа. Фальшполы обеспечивают удобство при расположении рабочих мест в офисном пространстве – в любой момент можно переместить стол в необходимую зону и легко подключить технику, расположенную на нем, к электропитанию, интернету, телефонной линии. Современные инженерные системы в бизнес-центрах высокого класса позволяют сократить затраты на эксплуатацию. В каждом офисе можно создать свой микроклимат, в котором будет комфортно работать. Очень важен такой показатель, как обеспеченность арендаторов парковочными местами.
Бизнес-центр «Сенат» приближен по форме к идеальному зданию. Это прямоугольное строение с минимумом потерь — общие для всех арендаторов площади не превышают 12% от объема здания, а это говорит о том, что арендатору не придётся переплачивать за места общественного пользования. В Екатеринбурге сложно найти другое такое же здание с таким коэффициентом. Подземный паркинг «Сената» вмещает 52 парковочных места, а наземная парковка обеспечивает 80 парковочных мест для гостей, прибывших в бизнес-центр. Еще одно, очень важное требование, выделю его особо, — профессиональная управляющая компания. Наши арендаторы уже убедились в высоком профессионализме управляющей компании RED. Сейчас оба бизнес-центра — и «Сенат», и «Палладиум» — находятся на стадии заполнения, однако с началом кризиса мы не потеряли ни одного арендатора, а это лучший показатель их отношения к объекту и к управляющей компании.

— Есть ли в Екатеринбурге среди арендаторов спрос на бизнес-центры класса «А»? Сейчас есть желающие к вам заехать?

—  Желающих заехать много. Правда, некоторые считали, что в «Сенате» и «Палладиуме» дорогая аренда, но это миф. На сегодняшний день эти площадки пользуются большим спросом. Мы идем навстречу рынку и арендаторам. Например, сделали более мелкую «нарезку» площадей, теперь можно арендовать офис площадью от 40 квадратных метров. Главное отличие от других бизнес-центров — наши проекты уже получили свидетельства о праве собственности. Это готовые объекты, которые успешно функционируют.

— С получением премии станет ли «Сенат» более востребованным среди потенциальных арендаторов?

— Безусловно, среди тех компаний, которым важно размещение офиса в престижном бизнес-центре, популярность «Сената» возрастет. «Золотой кирпич» – это еще одно, доказательство того, что «Сенат» по праву называется бизнес-центром класса А. Это лучший бизнес-центр такого уровня в Екатеринбурге и остальных регионах России, поэтому потенциальным арендаторам легко сделать выбор в его пользу, впрочем, как и в пользу «Палладиума». Я думаю, если главный приз премии могли бы разделить два объекта, то «Палладиум» тоже стал бы победителем.
Отмечу, что в будущем, когда ситуация на рынке наладится, и компании захотят арендовать более комфортабельные площадки, качественных объектов в городе может на всех уже не хватить. В ближайшие два-три года строить их не будут, а сроки сдачи всех крупных проектов уже сдвинулись. Арендаторам придется столкнуться с тем, что выбирать будет не из чего. Таких благоприятных коммерческих условий по аренде, которые существуют сейчас, в том числе и у нас, тоже больше не будет.

— Почему победил все-таки «Сенат», а не «Палладиум»?

— Насколько я знаю, жюри долго совещалось, выбирая между двумя нашими проектами. «Сенат» опередил «Палладиум» с минимальным отрывом. Может быть, сказалось то, что в прошлом году «Сенат» получил награду от Администрации, как «Лучшее градосохраняющее решение». В этом проекте соблюдены интересы, желания и застройщика, и простых горожан. Архитектура бизнес-центра «Сенат» – результат плодотворного сотрудничества с компанией ООО «Архстройпроект» – это  яркий пример того, что можно строить современные здания и органично вписывать их в существующую городскую застройку, в том числе историческую.
Недаром «Сенат» называют бизнес-центром-невидимкой. Расположенный на ул. Горького,7а он настолько органично вписан в окружающий пейзаж, что его не сразу заметишь. Многих арендаторов привлекает эта «изюминка» здания. Респектабельные компании могут вести свой бизнес в спокойном живописном месте, вдали от суеты и в то же время находясь в самом центре города.

Сенат